По итогам 2023 года импорт бананов в Россию составил в общей сложности 1,38 млн тонн, увеличившись по сравнению с итогами 2022 года на 28,7 тысячи тонн. При этом с октября 2022 по октябрь 2023 года их продажи выросли на 19,6%, продемонстрировав в торговых сетях третий по значимости результат среди всех фруктов, пропустив вперед только авокадо и груши.
А все потому, что, оказывается, именно бананы, согласно некоторым экспертным оценкам, выступают одним из основных генераторов трафика в российских продуктовых магазинах. Они, как подчеркивает, в частности, старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов, вообще являются «обязательным атрибутом ценностного предложения для сетей».
Все бы ничего, да есть одна проблема — более 95% бананов на российском рынке обеспечивает Эквадор.
Первый «тревожный звоночек» раздался, когда недавно под давлением США правительство этой страны вознамерилось было передать Украине имеющуюся у нее советскую военную технику. Однако Россельхознадзор моментально пустил в ход «помидорную дипломатию», запретив поставки эквадорских бананов в связи с претензиями к их качеству. И Эквадор, испугавшись перспективы разорения своих фермерских хозяйств, передумал.
Но параллельно с этими событиями в Эквадоре было объявлено чрезвычайное положение и режим «внутреннего вооруженного конфликта» в связи с бунтом местных банд после побега из тюрьмы лидера группировки «Лос-Чонерос». Из-за этого контрагенты заявили, что логистика в стране стала нестабильной и возможны перебои в поставках бананов.
Эта весть обеспокоила импортеров, и отечественные ретейлеры начали изыскивать возможности поставок из других стран. В частности, Х5 Group (магазины «Пятерочка» и «Перекресток») 14 марта получила первую тестовую партию в 20 тонн из Индии и ожидает поставку из Коста-Рики. В перспективе есть предложения из Вьетнама, Китая и Камеруна. «Магнит» тоже рассматривает такую возможность и уже начал тестировать импорт из Индии и Вьетнама.
Гендиректор ИА FruitNews Ирина Козий, впрочем, предупреждает — любое значительное изменение географии поставок может занять несколько лет и будет сопровождаться ростом потребительских розничных цен на бананы. А они, констатирует Росстат, и так уже с января 2023 по январь 2024 выросли аж на 46%, до 155,27 рубля за килограмм.
Не проще ли вообще в таком случае российскому ретейлу обойтись вообще без бананов? Ведь жили же как-то без них добрых 80 лет.
— В принципе, мы можем обойтись не только без бананов, но и без груш с авокадо, — поделился своей точкой зрения на ситуацию экс-замминистра сельского хозяйства и продовольствия РФ, доктор экономических наук Леонид Холод. — Только вот сводить весь ассортимент к картошке да хлебу, я думаю, все же не стоит. Бананы уже давно вошли в наш обиход как обычные, сравнительно недорогие фрукты, и действительно являются непременными участниками любого ассортиментного списка всех сетевых магазинов в России.
Проблемы-то, как мне кажется, совсем не с Эквадором тут связаны, а с другими участниками классической логистической цепочки поставок.
В частности, с Роттердамом и Гамбургом, главными европейскими приемными пунктами огромных банановых партий. Банан — скоропортящийся и нежный товар, и для его доставки в Европу Эквадор использует банановозы со сложной техникой на борту, обеспечивающей партиям сохранение товарного вида. И партии эти настолько огромны, в силу особенностей производства, что принять их в полном объеме какая-то одна страна не в состоянии.
Эти города — просто перевалочные пункты, имеющие соответствующее оборудование для хранения, откуда эквадорские бананы уже поступают в разные страны. И после того, как они включились в западные антироссийские санкции, бананы оттуда пошли в Россию не напрямую, а через третьи страны, что, естественно, привело к их подорожанию.
Соответственно, поставки бананов откуда бы то ни было еще — из Чили, Бразилии, Коста-Рики и так далее — будет не просто добавление лишнего звена в идеальную эквадорскую логистику, а создание новой. Что непременно отразится на конечной цене продукта, сколь бы дешево они ни обходились, так сказать, на старте.
Например, внутри той же Индии, которая выращивает у себя полный банановый ассортимент, они стоят, в пересчете на наши деньги, в среднем 80 рублей за килограмм. Однако после получения пробных партий оттуда эксперты посчитали, что, учитывая затраты на новую логистику, стоимость килограмма индийских бананов в России должна составлять уже около 300 рублей. Потому что проход через Красное море затруднен, а везти их самолетом очень накладно.
«СП»: А из Вьетнама не проще ли тогда доставлять?
— Даже если представить, что у поставщиков есть суда нужного водоизмещения и с соответствующим оборудованием, то доедут они до Владивостока, а дальше-то как? Можно самолетами, но это дорого. То есть опять, как мы видим, для конечного потребителя эти бананы будут дорогими из-за затрат на логистику.
«СП»: Получается, у нас другого выхода нет, кроме как сохранять существующую цепочку поставок, если мы не хотим, чтобы стоимость бананов стала просто заоблачной для среднестатистического покупателя?
— Все дело в том, что Эквадор, действительно, создал оптимальную рыночную схему реализации своих бананов, заточив всю индустрию на экспорт, выращивая около 16 миллионов тонн бананов в год и практически не потребляя их внутри страны.
Мы, конечно, можем закупать бананы у соседей Эквадора — Гондураса, Колумбии и так далее. Но, боюсь, в связи с низкими требованиями к сортности, селекции, хранимости и вкусовым качествам они могут нас не удовлетворить.
Да и Роттердам с Гамбургом не стоит сбрасывать со счетов, потому что только там имеются отлично отлаженные портовые и складские мощности для перевалки бананов.
«СП»: Может быть, нам самим развивать соответствующие портовые мощности? А также проявлять чудеса импортозамещения, приступив к выращиванию бананов своими силами?
— На уровне разговоров мне встречались предположения, что бананы и даже ананасы можно выращивать у нас в стране в Краснодарском крае и в Абхазии. Но здесь есть нюансы. Например, бананы — вечнозеленая культура, очень восприимчивая даже не к небольшим заморозкам, а просто даже перепадам плюсовой температуры.
Так что если и выращивать их, то разве только в теплицах. Учитывая затраты на тепличные хозяйства, нетрудно предположить, что стоимость таких бананов будет соответствующей. Другой нюанс — земельные площади. Не думаю, что в Краснодарском крае и той же Абхазии найдется достаточно свободной плодородной земли, чтобы на выходе получить урожай в 1,5 миллиона тонн для перекрытия всех потребностей внутреннего рынка.
А насчет портовых мощностей, то у нас, конечно, они есть. Но надо понимать, что бананы — скоропортящийся продукт, его нельзя просто выгрузить на пирс, нужны специальные холодильники. Конечно, такие мощности необходимо развивать¸ но с учетом логистического плеча и потребностей рынка. Если просто взять и закупить несколько миллионов тонн бананов в том же Эквадоре чисто для России — это же просто сгниет.
«СП»: Выходит, пусть все идет, как идет, и бананы дорожают. Только вот не подстегнет ли это инфляцию внутри страны?
— Я не думаю, что рост стоимости бананов сам по себе может раскрутить инфляцию в России. Все-таки это, по большому счету, маргинальный товар. Это же не хлеб, не картошка, не яйца, не колбаса.
Такое заключение эксперта, конечно, греет душу. Но, похоже, начавшееся ползучее удорожание бананов — это только вершина айсберга. О поднятии отпускных цен в ближайшей перспективе уже заявили производители молока и пивовары. Не получим ли мы прямо под Пасху и инаугурацию президента новую благодатную почву для «раскачивания лодки» среди населения?