Южная Корея не может избавиться от танкеров-газовозов ледового класса, построенных специально для проекта «Арктик СПГ-2» российской компании «Новатэк». Из-за санкций, которые США ввели в конце 2023 года против «Арктик СПГ-2», корейская судостроительная компания Hanwha Ocean не может передать шесть заказанных танкеров России. Но и найти для них альтернативных покупателей не получается — просто потому, что суда подобного класса никому в мире больше не нужны.
При этом строительство ледоколов обошлось южнокорейцам не в одну сотню миллионов долларов, которые теперь мертвым грузом зависли на верфи. Но, похоже, американцев проблемы своих союзников не волнуют.
Кстати, помимо южнокорейцев пострадали в этой ситуации еще одни ближайшие союзники США — японцы. Дело в том, что три СПГ-танкера для проекта были заказаны у Кореи «Совкомфлотом», а еще три — японской компанией Mitsui OSK Lines Ltd. (MOL), которая участвовала в «Арктик СПГ-2». Но декабрьские санкции полностью запретили любое сотрудничество с российской компанией.
Общая контрактная стоимость трех газовозов, заказанных «Совкомфлотом», составляет 872,1 млн долл., японские танкеры вряд ли обошлись дешевле. Контракт «Новатэка» с MOL предусматривает, что если компания не сможет предоставлять свои услуги, они обязана продать танкеры оператору «Арктик СПГ-2».
Но из-за последних санкций она не может этого сделать, поэтому газовозы пока так и зависли на балансе корейцев. В MOL заявили, что «работают с правительствами США и Японии над поиском решения».
Работают над поиском решения и Россия с Южной Кореей. Так, в феврале появились новости, что один танкер был передан некоей компании из ОАЭ, после чего СМИ написали, что позднее судно все же попадет к «Новатэку». Однако в Hanwha Ocean оперативно опровергли эти сообщения и заявили, что все танкеры по-прежнему остаются в ее собственности.
Как рассказал «СП» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, это уже не первая попытка переоформить танкеры через Арабские Эмираты, но они наталкиваются на все то же противодействие США.
Теоретически Вашингтон мог бы сделать исключение для своих союзников, чтобы они не остались в убытке, и все же продали газовозы, но, по мнению эксперта, американцы под прикрытием политических лозунгов твердо намерились устранить конкурентов с рынка СПГ, поэтому делать этого не будут.
— Основная проблема «Арктик СПГ-2» именно в том, что им не на чем вывозить уже производимую там продукцию. Из 15 танкеров, заказанных на дальневосточной «Звезде», полностью не готов ни один, так как они тоже строились в сотрудничестве с Южной Кореей, по сути, просто собирались из доставленных оттуда узлов, а после 2022 года все корейские компании из проекта вышли.
В «Новатэке», кстати, понимали риски строительства на «Звезде» и потому, чтобы подстраховаться, заказали еще шесть танкеров на той же южнокорейской верфи, которая успешно построила газовозы для «Ямал СПГ».
Четыре из них уже полностью готовы, но передать их России не могут из-за санкций. Когда против «Совкомфлота» ввели санкции в 2022 году, он передал свой заказ структурам в ОАЭ.
Одна из этих компаний даже успела стать собственником одного газовоза в конце 2023 года, но буквально через неделю США ввели санкции и против этих арабских компаний. Они стали токсичными, верфь разорвала сделку, и танкер вернулся в ее собственность.
Японцы также оказались в патовой ситуации — если они возьмут газовозы на баланс, непонятно, куда их девать. Поэтому пока они не спешат это делать в надежде, что удастся переуступить их какой-то компании.
«СП»: А это возможно?
— Что интересно, США пока не вводили санкции против самих газовозов, они не под ограничениями.
Поэтому сейчас все очень осторожно делают какие-либо телодвижения, чтобы Вашингтон не ввел санкции и против судов. «Новатэк» явно пытается найти посредническую схему, которая позволит забрать эти танкеры с южнокорейской верфи, чтобы они в итоге оказались в России и обслуживали «Арктик СПГ-2». При этом нужно не подвести под вторичные санкции верфь и MOL.
Видимо, США пока не вводят санкции против танкеров, чтобы их можно было продать третьей стороне для других целей. Возможно, «Новатэк» попытается выстроить структуру, чтобы этим воспользоваться. Например, MOL продает танкеры трейдерам, а потом они все же попадут в нашу Арктику. Теоретически пока американцы оставляют возможность для корейцев и японцев избавиться от этих танкеров, чтобы они не подвисли на балансе.
«СП»: Нужны ли эти танкеры какой-то стране мира, кроме России?
— На самом деле, южнокорейцы могли бы продать эти танкеры третьей стороне, но вопрос в дисконте. Покупатель потребует огромную скидку, потому что за те же деньги он сможет купить больше танкеров обычного, а не ледового класса. Понятно, что себестоимость строительства таких судов значительно выше.
Но ледовые газовозы не нужны вообще никому в мире, даже норвежцам, потому что у них нет ледовой нагрузки по СПГ. Значит, придется давать огромный дисконт, чтобы от них избавиться. Потенциальные покупатели могли бы использовать эти суда и не в ледовых зонах. Это танкеры стандартной размерности, не думаю, что они сильно дороже в эксплуатации.
Все коммерческие компании пока что надеются, что США все же сделают исключение из санкций, чтобы можно было газовозы продать.
Теоретически это возможно, например, сейчас Вашингтон разрешил даже Венесуэле добывать и продавать нефть. Но судя по высказываниям американских властей, этого не будет. Представители Госдепа прямо говорили, что их задача в том, чтобы «убить» проект «Арктик СПГ-2». Поэтому администрация Байдена не намерена идти навстречу Токио и Сеулу, чтобы они выскочили из этой истории с деньгами. Но и японцам и корейцам спешить некуда, им лучше подождать, чем давать такой огромный дисконт.
Сейчас вся эта ситуация просто поставлена на паузу.
«СП»: Но все же, Южная Корея и Япония — союзники США, может ли Вашингтон пойти им навстречу?
— Я очень сомневаюсь, что американцы будут учитывать их интересы. Если у японцев и корейцев будут большие издержки и проблемы, США просто скажут, что все должны продолжать давить на Россию. Они будут использовать политические аргументы, говорить, что Россия представляет угрозу для всего мира, что нужно быть солидарными и что они не ради себя стараются.
Хотя на самом деле их наступление на «Арктик СПГ-2» никакого отношения к политике не имеет. Американцы объясняют санкции тем, что хотят лишить российские власти доходов, чтобы у них не было средств на вооружения, и тогда Россия проиграет. Но загвоздка в том, что проект получил налоговые льготы, как и «Ямал СПГ». Он 12 лет фактически вообще не будет платить никаких налогов. С точки зрения поступлений в бюджет, государству, все равно, есть этот проект или нет.
Поэтому, когда США вводят такие санкции против «Арктик СПГ-2», они просто убирают конкурентов, чтобы они не мешали американскому СПГ на мировом рынке и чтобы цены там были повыше. Они политическими инструментами расчищают рынок сбыта для своих коммерческих проектов.