Нарастающие экономические проблемы на Украине и сложная ситуация с западной помощью заставляют команду Зеленского искать варианты пополнения казны, в том числе связанные с экспортом зерна. Тем более, что через несколько месяцев, с приходом весны, он снова может стать актуальным.
Как известно, экспорт украинской сельхозпродукции через порты Черного моря практически заморожен после выхода России из Черноморской зерновой инициативы (она же зерновая сделка). Однако в Киеве еще в 2023 году начали искать альтернативные транспортные варианты — в том числе с привлечением прибалтийских портов.
Эта мысль пришлась по душе правителям Латвии, Литвы, Эстонии, которые увидели в ней возможность оживить деятельность своих портов, постепенно приходящих в упадок после катастрофического падения грузопотока, вызванного антироссийскими санкциями и ухода российских клиентов.
Вскоре после прекращения действия зерновой сделки Литва направила в Еврокомиссию письмо с предложением заменить порты Одессы и Черноморска на Клайпеду для доставки «незалэжного» зерна.
Как заявлял генеральный директор Клайпедского морского порта Альгис Латакас, через его предприятие можно каждый год осуществлять перевалку 10−15 млн тонн украинского зерна. Но есть нюанс. Для этого следует решить вопрос с доставкой продукции через Белоруссию. Это он так деликатно намекнул европейским чиновникам, что следует надавить на политиков Литвы, чтобы те нормализовали отношения с Минском, испортившиеся после миграционного кризиса на границе 2021 года.
При этом наблюдатели указывали, что доставка зерна с Украины железнодорожным транспортом через Польшу поездами до Клайпеды делает злаки практически «золотыми», а всю затею — экономически нерентабельной.
Интересно, что идею доставки зерна поездами по территории Польши в порт одно время вынашивали Латвия и Эстония.
Однако требовалось финансирование проекта со стороны ЕС, который и без того сильно озабочен протестами фермеров многих стран, недовольных присутствием на рынке украинского зерна. В общем, прилива вдохновения у еврочиновников задумка Риги и Таллина, как можно догадаться, не вызвала.
Член Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор порталов RuBaltic и «Евразия. Эксперт» Александр Носович напомнил, что вопрос о привлечении балтийских портов к экспорту украинского зерна обсуждался в августе 2023 года, вскоре после прекращения действии зерновой сделки.
— Однако данное обсуждение не принесло результата, поскольку логистическое плечо довольно велико. В отличие от портов Румынии или Болгарии, у украинского зерна в Прибалтику слишком большая дорога, причем она даже больше, чем по прямой через Белоруссию. Но Белоруссия для этой цели по понятной причине недоступна.
«СП»: То есть, причина исключительно в логистике?
— Не только. Из всех прибалтийских портов зерновой элеватор, необходимый для перевалки достаточного количества зерна, имеется только в Калининграде.
Однако, как нетрудно догадаться, Калининградская область для украинского зерна еще более недоступна, чем Белоруссия. Поэтому, разговоры о возможном использовании портов Прибалтики для некоей очередной зерновой сделки — пиар и ничего больше.
Если бы действительно стояла задача перевезти украинское зерно до Таллина, Риги или Клайпеды, то это было бы реализовано летом прошлого года. Если об этом в Киеве заговорили снова, можно сделать вывод, что возникли какие-то проблемы с портом Констанца в Румынии.
«СП»: Когда этот вопрос поднимался прибалтийскими странами в 2023-м, то для его решения просили необходимые средства у Евросоюза. Было желание заработать?
— Да, это была инициатива Литвы. Если литовцы, как и остальные прибалты, что-то затевают, то делают это ради получения финансовых средств.
Прежде всего — от структур ЕС. Но в данном случае, после рассмотрения вопроса, все уперлось в слишком дорогую логистику и в отсутствие зернового элеватора. И в силу нерешенности этих вопросов их новое обсуждение не имеет смысла.
Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, доцента Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов напомнил, что поиском альтернативных путей экспорта зерна Киеву озаботился сразу после краха зерновой сделки в 2023 году.
— Украинская сторона предприняла ряд усилий, провела переговоры для иных вариантов доставки своей аграрной продукции. И, надо признать, эти усилия были небезуспешными. Часть своего зерна Украина, как известно, отправляет все-таки через свои черноморские порты, в том числе одесские, часть — через порты других государств, имеющих выход к Черному морю.
«СП»: То есть, балтийские маршруты ей не очень-то интересны?
— С одной стороны, все больше государств, которых теоретически могут задействовать в такой логистической цепочке, достаточно активно выражают недовольство относительно объемов украинской аграрной продукции на рынке и тех возможностей, что ей предоставляются. И большой вопрос, как можно организовать логистические цепочки в условиях столь негативного отношения к данному экспорту.
Конечно, теоретически организовать можно все — даже доставку украинского зерна через Балтику куда угодно. Но надо учитывать, что в этом случае на доставку будет уходить гораздо больше времени, чем ранее, и данная продукция сильно подорожает для конечного потребителя и вряд ли будет востребована в должной мере.